28 Июля 2020

Арктический совет: решение вопроса строительства дорог и ремонта воздушных судов для Крайнего Севера России

27 июля в Ухте состоялось выездное расширенное заседание Секции транспортного и инфраструктурного развития Арктической зоны РФ Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Арктический совет: решение вопроса строительства дорог и ремонта воздушных судов для Крайнего Севера России, изображение №1

Участниками стали сенаторы России, представители федерального Минтранса, Правительств Республики Коми и Ненецкого автономного округа, представители регионального предпринимательского сообщества, а также Московского дорожного университета, приглашённые эксперты.


С приветственными словами выступили министр строительства и дорожного хозяйства республики Андрей Некрасов и глава ухтинского муниципалитета Магомед Османов. Глава регионального Минтранса выразил признательность мэру Ухты за предоставленную возможность провести совещание и обсудить актуальные темы.


Основными темами для обсуждения стали применение уникальных технологий в дорожной отрасли на северных территориях, реализация «вертикального» северного дорожного проекта, проблемы развития авиационного сообщения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.


Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель от органов исполнительной власти Коми Дмитрий Шатохин отметил, что сейчас стоит задача – наметить вектор развития на ближайшие 2-3 года. К слову, в Арктическую зону входят четыре муниципалитета Коми — Воркута, Инта, Усинск и Усть-Цилемский район.


Арктический совет: решение вопроса строительства дорог и ремонта воздушных судов для Крайнего Севера России, изображение №2

Дмитрий Шатохин в самом начале заседания акцентировал внимание на том, что Указом Президента России были утверждены Основы государственной политики в Арктике на период до 2035 года. Один из разделов посвящён вопросам развития инфраструктуры Арктической зоны. Сюда входят следующие задачи: расширение возможностей судоходства, включая проведение дноуглубительных работ, расширение сети аэропортов и посадочных площадок, обеспечение транспортной доступности населённых пунктов, не имеющих связи с сетью автодорог общего пользования.


В рамках поездки сенаторы успели осмотреть ход реконструкции участка строительства дороги Сыктывкар – Усинск – Нарьян-Мар, а также уже отремонтированный аэропорт в Ухте.


Проблема транспортной доступности северных регионов страны является одной из самых актуальных. Чтобы соединить дороги Коми с дорогами общего пользования соседних субъектов было начато строительство автодороги «Сыктывкар – Усинск – Печора – Нарьян-Мар». Дорога идёт через основные промышленные центры Коми и НАО. Трасса во многих местах разрывается, поэтому есть необходимость соединить участки, отремонтировать их в тех местах, где асфальт уже пришёл в негодность.


Вопрос о качестве дорог, которое особенно важно в суровых климатических условиях, остро стоял на повестке заседания. Однако, современные требования и стандарты дорожного полотна становятся достижимыми благодаря использованию инновационных материалов. Проще говоря, дорожной магистрали будет не страшна ни вечная мерзлота, ни тундровая зона, ни заболоченные участки.


Арктический совет: решение вопроса строительства дорог и ремонта воздушных судов для Крайнего Севера России, изображение №3

До этого на заседании Совета Арктики и Антарктики при СФ уже была затронута проблема развития полярной и арктической малой авиации. Участники отметили тогда жаркую дискуссию и озабоченность регионов. Их волновали вопросы необходимости наличия чёткой программы развития опорных аэропортов на Севере, помощи в обновлении флота воздушных судов региональных авиакомпаний и применения специальных технологий при обустройстве аэродромной сети.


– Сегодня блок законов по Арктике принимается не только для нефтегазового бизнеса, но и для предпринимателей муниципального уровня, например тех, кто занимается социальным развитием на своей территории, – отметил Владимир Семёнов, член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, сенатор от Красноярского края.


В обсуждении участвовали Дмитрий Лаптев, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации и Илья Белавинцев, замдиректора Департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России. В режиме видеоконференцсвязи к беседе присоединился Михаил Фомин, начальник управления строительства Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО.


Арктический совет: решение вопроса строительства дорог и ремонта воздушных судов для Крайнего Севера России, изображение №4

Практически каждый из участников заседания выступил с семиминутным докладом, а после собравшиеся приступили к обсуждениям и взаимным вопросам.


– В Республике Коми чётко отлажена система взаимодействия различных уровней власти. Сегодня решились многие вопросы, и мы наглядно увидели, как можно действовать у себя в регионах в схожих ситуациях, – добавила Дина Оюн, член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, сенатор от Республики Тыва.


В проект решения совета были внесены такие предложения Правительству России, как рассмотрение возможности разработки дорожной карты обновления парка воздушных судов на Крайнем Севере и в Арктике, проработка дополнительных мер поддержки владельцев аэропортовой инфраструктуры, включение Республики Коми в субъекты России, при расчёте субсидии которым применяется коэффициент, учитывающий удалённость и труднодоступность территории и т.д.


Арктический совет: решение вопроса строительства дорог и ремонта воздушных судов для Крайнего Севера России, изображение №5

В этот же документ вошёл ряд предложений Минтрансу России, Министерству промышленности и торговли России, Минобороны, Федеральной службе госстатистики, органам госвласти, находящимся в составе Арктической зоны.