28 ноября 2017

Национальная идентичность для устойчивого развития: дискуссия в ухтинском университете

23 и 24 ноября в Ухте на базе УГТУ состоялась конференция «Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития».

 

Идентичность.JPG


Одна из площадок подарила участникам живой спор о патриотизме – новой классике гуманитарных дискуссий. Совместное выездное заседание регионального штаба Общероссийского народного фронта и Общественного совета МОГО «Ухта» в программе конференции было обозначено темой «Образование и культура как основа национальной идентичности: региональный и муниципальный аспекты». Для содержательного диалога имелись все предпосылки – в конференц-зале ухтинского университета собрались общественники, лидеры публичной власти и основных социальных отраслей.


 Идентичность_3.JPG


Площадку не обошли стороной и эксперты федерального уровня – ректор УГТУ Николай Цхадая представил федерального эксперта Елену Брызгалину, заведующую кафедрой «Философия образования» Московского государственного университета им М. В. Ломоносова, Елену Иванову, руководителя регионального штаба Общероссийского народного фронта и Елена Ермолину, заместителя руководителя администрации Ухты.

 

Идентичность_4.JPG


Приветственное сообщение Елены Ивановой обобщило деятельность регионального штаба, подведя итоги по основным направлениям работы, которые соответствуют темам «майских указов» президента России. Елена Ермолина связала личность национального лидера с темой площадки и, процитировав его, напомнила, что патриотизм – единственная национальная идея: «Слов здесь не нужно, нужно только действовать. Думаю, что итоги форума станут руководством к действию».

 

Многословная формулировка вопроса всё яснее обретала форму разговора о патриотизме, не теряя своего изначального содержания. Стефания Попова, председатель Общественного совета Ухты, представила шестерых своих коллег, присутствовавших на заседании. Оказалось, что на базе совета вопрос патриотического воспитания широко и с резонансом обсуждался в марте: 8 членов из 21 члена третьего созыва Общественного совета – представители патриотических организаций, целенаправленно вошедших в состав органа.

 

Идентичность_1.JPG


Стефания Попова отослала присутствующих к выступлению Елены Ивановой, похвалив идею «родительского просвещения». Концепт регионального ОНФ основывается на «двухканальном» подходе к ребёнку – напрямую и через родителей, что должно создать у подрастающего поколения единое пространство ценностей для полноценного развития.

 

Идентичность_5.JPG


Логичным продолжением темы выступил доклад «Приоритет образования: от патриота города до патриота России» Натальи Безносиковой, начальника Управления образования Ухты. «Секрет успеха патриотического воспитания в школах города –взаимодействие, как с высшими учебными заведениями, так и с иными организациями: промышленными предприятиями, правоохранительными органами». Позитивная динамика правильность курса подтверждает: до 68% увеличился охват занятости детей во внеурочной деятельности, увеличивается число кружков гражданско-патриотического воспитания, учащиеся активнее вовлекаются в волонтёрскую деятельность.

 

Идентичность_6.JPG


Однако, быть далеко впереди мешает главное – дефицит кадров. По словам Натальи Безносиковой, в Ухте не хватает 120 учителей, а 38% педагогов – со стажем работы более 30 лет. «Муниципалитету для решения проблемы не хватает ресурсов. Считаю, что стоит вернутся к практике трудового распределения в отношении студентов, обучающихся за счёт средств бюджета. Такая форма взаимодействия налажена с Ухтинским педагогическим колледжем», – рассказала начальник Управления образования, – «К сожалению, в город сегодня не едут ни учителя, ни медики. Проблему нужно решать на более высоком уровне, пока старение кадров не достигло предела». Елена Иванова в ответ сообщила, что предложение о распределении выпускников рассматривается в Госдуме.

 

Идентичность_10.JPG


Взгляд ректора УГТУ Николая Цхадая был несколько шире – проблему он связывает с глобализмом в образовании и, как следствие, с чрезмерной концентрацией вузов. «Опорный вуз региона сегодня [СГУ им. Питирима Сорокина] не обеспечивает потребности региона», – привёл доказательства Дмитрий Безгодов, – «Непонятно, куда исчезают педагогические кадры». При этом главный технический вуз республики в них также заинтересован и в прошлом году выделил для педагогических кадров Ухты 25 мест в новом общежитии.

 

Во время доклада Максима Стырова, научного сотрудника Коми научного центра, участники дискуссии вернулись к её основной теме. Иерей представил патриотическое воспитание с точки зрения воспитания духовного. Научные поиски показали, что несоответствие приоритетов практике начинается с главного регионального документа стратегического планирования – Стратегии социально-экономического развития. «Преамбула гласит, что приоритет – человек, но в структуре на первом месте – природные ресурсы. Кроме того, не учтены многие насущные вопросы жизни человека», – привёл доказательства спикер. На проблемы с духовным воспитанием указывает и статистика: из 100 человек в стране 30-35 курят, 7-10 злоупотребляют алкоголем, 2-3 являются наркоманами.

 

Идентичность_7.JPG


«Патриотизм – слово, происходящее от «патер» - отец, означает любовь к отцам», – напомнил Максим Стыров. Проблему абортов священнослужитель предлагает решать словами о том, что «каждый нужен человек: себе, обществу, богу», а научное описание причин непростого социально-духовного положения российского общества советует искать у Питирима Сорокина в «Американской сексуальной революции».

 

Идентичность_8.JPG


Главная мысль доклада Максима Стырова – переход к развитию на идее чистоты в широком смысле этого слова. Елена Ермолина, комментируя выступления иерея сообщила, что в Коми смертность от внешних причин увеличилась в районах, откуда ушла лесная промышленность: «Человек должен быть занят, а стратегия – направлена на народосбережение».

 

Идентичность_2.JPG


Культура, как вторая основа национальной идентичности, в Ухте сконцентрирована на поддержке музеев для сохранения и изучение собственной истории, а также на развитии межнационального культурного диалога, о чём рассказа Людмила Полянская, и.о. начальнкиа Управления культуры. Но рост сферы, как и в случае с образованием, ограничен. «Первая проблема отрасли культуры – кадры. Молодые работники узнают теорию нравственно-патриотического воспитание уже на практике, а для этого требуется несколько лет – вузы больше не дают соответствующей базы. Ещё одна проблема – финансирование культуры. Сегодняшний бюджет скуден – это зарплата и коммунальные расходы», – напомнила Людмила Полянская.

 

Идентичность_11.JPG


Право завершить программу докладов получила Елена Брызгалина. Доцент МГУ говорила уже не о деньгах и финансовых проблемах, а вывела тему до уровня обсуждения влияния инноваций на представителей вида Homo sapiens. По её словам, жизнь человека всё яснее становится объектом конструирования, а дорогие технологии генной инженерии делят людей по новым признакам. Цивилизационную идентичность в изменяющихся условиях обеспечивает образование, но до тех пор, пока базируется на науке. «В спектре национальной идентичности образованию помогает семья – речь здесь идёт и о знании, и о чувстве», – отметила Елена Брызгалина.

 

Идентичность_12.JPG


Тезаурус темы ценностей дополнила мысль о том, что люди отличаются лишь иерархией ценностей, а набор их един для всех; идентичность, по сути, – разделение этой иерархии некоторой общностью людей. «Сохранение жизни, повышение качества жизни – главные ценности», – вывод Елены Брызгалиной совпал с коллегами по заседанию.

 

Идентичность_9.JPG


Призыв Дмитрия Безгодова к объединению теоретиков и практиков через возрождение общества «Знание» поставил в дискуссии точку. Но, как оказалось в последствии, точку с запятой – участники форума приняли решение считать заседание началом стратегической сессии.