05.05.2014

Внимание - пешеход!

Понятно, что сбивают пешеходов не только на скоростных трассах, где одна из причин ДТП состоит в провоцирующей аварии организации дорожного движения, но и на узеньких и низкоскоростных улочках. А значит – спрос с водителей по полной программе. Почему же они сбивают пешеходов? Скажем так, потому что от природы у нас нет соответствующих рефлексов, навыков. Плюс, потому что водители неправильно относятся к пешеходам, это уже психологический момент. Всему этому можно научить и научиться, но в автошколах этому не учат. Что это за навыки и отношение? Рассказываю.
Чем отличается настрой обычного гражданского человека от настроя агента разведки или полицейского, военного во время проведения спец. операции? Тем, что агент находится в состоянии бдительности – он постоянно ведет наблюдение с целью обнаружения опасности. Чего нельзя сказать об обычном человеке.
В самом деле, а зачем нам постоянно искать опасность? Мы живем в современном мире, где нет постоянной угрозы для жизни, и у нас не развит навык постоянной бдительности и поиска опасных для жизни объектов или людей. Разведчики, военные, полицейские живут в том же мире, что и мы, но во время работы они на войне в прямом или переносном смысле. Так вот именно отсутствие этого навыка – постоянного поиска опасности – приводит к сбиванию пешеходов. Как так?! Мы же не на войне! Или не в каменном веке, где всегда и отовсюду нужно было ждать опасности! – наверняка думаете вы. Но это вам только кажется…
Дорожное движение – опасная среда: только России ежегодно погибает в ДТП около 27 000 человек, из которых 8000 пешеходов. Чем не война? Для сравнения: за 10 лет войны в Афганистане погибло около 15000 бойцов вооруженных сил СССР. А на дорогах только за год гибнет по 27000, как вам расклад? Согласитесь, для выживания в опасной среде навыки мирного жителя и пешехода, а точнее – отсутствие навыка хищника или бойца, неприменимо. Поэтому за рулем автомобиля необходимо изменить привычки и «включить» навык борьбы за выживание, который основывается на постоянном поиске опасности.
Для обеспечения безопасности водитель должен постоянно вести наблюдение. Уже становится понятно, что наблюдение – это не взгляд вперед на дорогу, это не вынужденный акт, потому что глазам надо куда-то смотреть, и не взгляд, чтобы видеть, куда едешь. Наблюдение за дорогой – это сканирование дорожного пространства вокруг автомобиля с целью обнаружения участников движения и объектов, которые могут представлять опасность, и заблаговременного принятия мер обеспечения безопасности движения.
Пешеходные переходы на узких улицах часто находятся в зонах с закрытым обзором, когда водитель и пешеход не могут видеть друг друга вследствие загораживающего обзор объекта. Таким объектом может быть что угодно: угол дома, кусты, припаркованные автомобили.
Все места с закрытым обзором и, в частности, пешеходные переходы относятся к так называемым зонам повышенной опасности, в которых обеспечить безопасность с помощью реакции на появление препятствие невозможно. То есть если водитель увидел у себя на пути пешехода, тормозить уже поздно.
Выход в этой ситуации один – при подъезде к зоне повышенной опасности предполагать возможность появления пешехода (или другого участника движения) и снижать скорость заранее. Насколько снижать? Настолько, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости. Чем уже дорога и чем хуже обзор прилегающих территорий, тем ниже должна быть скорость.
Но водители этого не делают. Почему? А как раз потому, что в обычной жизни нам это не нужно, и у нас нет такого навыка. Мы не привыкли реагировать на ситуацию закрытого обзора, в пешеходной жизни она не представляет для нас опасности. Представьте, как действовал бы полицейский в поисках злодея, подходя к углу дома? Вряд ли он пойдет за угол, как к себе домой. Для него угол дома – закрытый обзор – опасность. Поэтому и действия будут соответствующими: снижение скорости, повышение бдительности, готовность к экстренным действиям. Именно это и нужно за рулем, и именно этого навыка нам не хватает по жизни и, к сожалению, этому не обучают в автошколах.
Есть еще привычки, которые вырабатываются у людей-пешеходов и провоцируют их на совершение ДТП, когда они оказываются за рулем:
• привычка отвлечения внимания во время ходьбы
• привычка действовать, не глядя
• привычка не повторять наблюдение
• привычка не оглядываться по сторонам и позади себя
Стало быть, за рулем все должно быть наоборот, и водителю следует вырабатывать следующие привычки:
• концентрировать внимание
• всегда смотреть в сторону возможной опасности
• повторно осматривать опасную зону через несколько секунд
• смотреть не только в направлении движения (вперед), но и по сторонам и назад
Одна из причин того, почему россияне не любят пропускать пешеходов на зебрах и часто их сбивают, в том, что водители мыслят как эгоисты (или даже как сексисты или расисты) и воспринимают как участников движения только других водителей. Например, при повороте налево водитель пропускает встречный авто, чей путь он пересекает, а идущих параллельно встречному авто пешеходов не пропускает. А зачем? Ведь они – не машины, они не участники движения…
Да, пешеходам не надо сдавать экзамен в ГИБДД на получение права пешей ходьбы, их сложно оштрафовать за превышение скорости или переход дороги в неположенном месте, возможно, поэтому мы часто не воспринимаем их как равных на дороге. Однако, и по закону они участники движения, и по факту. Поэтому стоит привыкнуть к мысли, что пешеходы – тоже участники движения.
Далее, интересно следующее свойство нашего восприятия: если мы ожидаем из-за угла дома появления другого автомобиля, но не ожидаем пешехода, мы можем пешехода не заметить. Даже если мы приучим себя опасаться участков с закрытым обзором и заблаговременно снижать скорость, стоит предполагать все варианты развития событий: появления не только другого автомобиля, но и велосипедиста, скейтбордиста, пешехода, гужевую повозку – чего угодно.
А применительно к пешеходным переходам, на зебре следует ожидать появления пешехода, как ни банально это звучит. Практика показывает, что в первые зимние дни происходит «день жестянщика». Почему? Потому что уже который год подряд снег в начале ноября для россиян – сюрприз, как будто мы живем в Африке, а не в России. Банально, но в ноябре надо ждать снега и готовиться к его выпадению заранее. Точно так же пешеходов часто сбивают не абы где, а именно на зебрах. Видимо, для виновных в этих происшествиях водителей появление пешехода на зебре – такой же сюрприз, как и первый снег в начале ноября. Вспоминается старый добрый мультик «Остров сокровищ» и диалог Джона Сильвера с одним из пиратов:
- Это моряк!
- А ты думал найти здесь… епископа?!
Поэтому, товарищи водители, подъезжая к пешеходному переходу, будьте готовы к появлению… пешехода!

инспектор (по пропаганде БДД)
ОГИБДД ОМВД России по г. Ухте
ст. лейтенант полиции
И.Л. Штибер