14.06.2019

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми, рассмотрев запрос о соблюдении положений Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) при оказании услуг населению, сообщает следующее


В соответствии с пунктом 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, не вправе не применять контрольно-кассовую технику (далее – ККТ) при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее – БСО) в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ до 01 июля 2019 года.


Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККт в случае оказания услуг населению при условию выдачи ими соответствующих БСО.


Указанный порядок изложен в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденный постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.


Из приведенных норм следует, что ККТ, при оказании услуг населению организациями и индивидуальными предпринимателями, применяется в обязательном порядке с 01 июля 2019 года.


Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию с сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органном государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.


При этом, местности, такие как п. Том, с. Кельчиюр Ижемского района Республики Коми, поименованы в Перечне местностей Республики Коми, удаленных от сетей связи, на территории которых пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, утвержденном постановлением Правительства Республики Коми от 23.01.2017 № 27.


Таким образом, при осуществлении расчетов в указанных населенных пунктах у пользователей ККТ отсутствует потребность в сети Интернет и обязанность заключать договор с оператором фискальных данных для передачи фискальных данных в налоговые органы в электронной форме, что в свою очередь снижает затраты при регистрации и применении ККТ.


Кроме того, согласно Федеральному закону от 27.11.2017 № 349-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» индивидуальным предпринимателям, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) или патентную систему налогообложения, на приобретение ККТ предусмотрен налоговый вычет в размере не более 18 тыс. рублей на каждый экземпляр ККТ при условии ее регистрации в налоговых органах с 01.02.2017 до 01.07.2019, что также снижает затраты по приобретению и применению ККТ.


Одновременно сообщаем, что 05.04.2019 в Государственную Думу Российской Федерации внесен Законопроект №682709-7, предусматривающий предоставление отсрочки применения ККТ для категории индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников и оказывающих услуги или реализующих товары собственного производства до 01.07.2021 (13.05.2019 рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на 22.05.2019).


Важно отметить, что указанный законопроект не предусматривает отсрочку применения ККТ для индивидуальных предпринимателей при осуществлении перепродажи товаров при оказании услуг населению, а также для организаций


Кроме того, в случае реализации права на отсрочку применения ККТ такие индивидуальные предприниматели не получат налоговый вычет по приобретению ККТ, а в случае заключения трудового договора с работником обязаны зарегистрировать ККТ в течение 30 календарных дней с даты заключения трудового договора с работником.


Обращаем внимание, что в соответствии ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома иди по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. В случае фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, на работодателя возлагается обязанность оформить с работником трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения его к работе (ст. 67 ТК РФ).


Согласно ст. 15 ТК РФ трудовыми являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Соответственно, к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).


Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства с 01.07.2019 организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов за указанные услуги обязаны зарегистрировать и применять контрольно-кассовую технику.


Информация о ценах на ККТ, производителях, а также иная справочная информация и материалы о новом порядке применения ККТ, в том числе буклет новых моделей, размещены на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники».


Также по вопросам минимизации дополнительных расходов на приобретение и установку ККТ, например, по регистрации ККТ в налоговом органе или через личный кабинет субъекта предпринимательской деятельности, можно обратиться в любой территориальный налоговый орган Российской Федерации