23.04.2015 Прокурор разъясняет

Расширены права осужденных на участие в религиозных обрядах и церемониях

Федеральным законом от 20.04.2015 N 103-ФЗ в статью 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения.
Установлено, в частности, что в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.
Часть четвертая ст.14 УИК РФ изложена в новой редакции, теперь к осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой.
Статья 14 УИК РФ дополнена частью седьмой, согласно которой осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.
Вышеуказанные изменения в УИК РФ начнут применяться по истечении 10 дней после дня официального опубликования 21.04.2015 г.

08.04.2015 Прокурор разъясняет

Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации приведены в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.03.2014 N 5-П признана неконституционной часть вторая статьи 399 УПК РФ в той мере, в какой она, предполагая в качестве условия рассмотрения судом ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания обязательность подтверждения получения потерпевшим, его законным представителем или представителем извещения, уведомляющего о дате, времени и месте предстоящего судебного заседания, в силу неопределенности механизма такого уведомления препятствует своевременному разрешению судом данного вопроса по существу.

В целях реализации вышеуказанного Постановления Федеральным законом от 30.03.2015 N 62-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора.

В частности, расширен установленный пунктом 21.1 части второй статьи 42 УПК РФ перечень сведений об осужденном, которые вправе получать потерпевший в случае удовлетворения судом соответствующего ходатайства. Теперь потерпевший вправе получать информацию, в том числе, о прибытии осужденного к месту отбывания наказания при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, а также быть извещенным о рассмотрении судом вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Также данная статья дополнена положением, устанавливающим порядок заявления потерпевшим ходатайства и его содержание. В ходатайстве потерпевшим указываются перечень информации, который он желает получить, адрес его места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов, а также иные сведения, которые могут обеспечить своевременное получение названной информации.

В случае, если до окончания прений сторон потерпевший, или его законный представитель, или представитель заявил ходатайство о получении соответствующей информации, суд одновременно с постановлением обвинительного приговора выносит постановление, определение об уведомлении потерпевшего или его законного представителя. В постановлении, определении указывается, какая информация должна быть предоставлена потерпевшему или законному представителю, адрес места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов и иные сведения, представленные потерпевшим или его законным представителем для уведомления, а также разъясняется необходимость своевременного информирования потерпевшим или законным представителем органа или учреждения, исполняющих наказание, об изменении этих сведений или отказе от дальнейшего получения информации.

При рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также вопроса об отсрочке исполнения приговора в судебном заседании вправе также участвовать потерпевший, его законный представитель, представитель, если в материалах имеется постановление или определение суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

Изменения, внесенные в ст.ст.78, 81, 140 УИК РФ, обязывают администрацию учреждения, исполняющего наказание, уведомлять потерпевшего или его законного представителя, о переводе осужденного в другое исправительное учреждение при условии, что в личном деле осужденного имеется копия определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

Статья 172.1 УИК РФ изложена в следующей редакции:

Часть первая: Об освобождении осужденного от отбывания наказания в виде лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, обязана не позднее чем за 30 дней до дня освобождения, а при досрочном освобождении осужденного - в день освобождения направить соответствующее уведомление потерпевшему или его законному представителю при наличии в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

Часть вторая: О направлении в суд представления администрации учреждения, исполняющего наказание, или ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении, о замене ему неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания или об отсрочке отбывания наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, обязана в день направления указанного представления или ходатайства в суд направить потерпевшему или его законному представителю соответствующее уведомление при наличии в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

Изменения в УПК РФ и УИК РФ начнут применяться с 11 апреля 2015 года.

03.04.2015 Прокурор разъясняет

08.03.2015 года принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующий правила рассмотрения Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции дел, возникающих из административных и других публичных правоотношений. Основные положения Кодекса должны вступить в силу 15.09.2015.

Кодекс административного судопроизводства РФ закрепляет институт ускорения рассмотрения административного дела, устанавливает права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи.

В отличие от гражданского судопроизводства в Кодексе сделан акцент на активную роль суда при разрешении административных дел. Это обусловлено неравным положением сторон. В частности, при необходимости суд может сам истребовать доказательства; проверяя законность нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) – выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.

Кроме того, согласно Кодексу срок решения вопроса о принятии административного искового заявления по делу из публичных правоотношений по общему правилу будет равен трем дням со дня его поступления в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 246, ст. 133 ГПК РФ этот срок равен пяти дням с той же даты.

Помимо этого, предусмотрено обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Такое правило предусмотрено для граждан, не имеющих высшего юридического образования, по административных делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей.

В отношении некоторых административных дел будут введены следующие общие сроки: до трех месяцев для рассмотрения в Верховном суде РФ и до двух месяцев - в судах общей юрисдикции. По сложным делам председатель суда сможет продлить сроки, но не более чем на один месяц.

Указанные сроки будут исчисляться со дня поступления административного искового заявления в суд.

Речь идет о делах, перечисленных в ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ: административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Для отдельных категорий дел будут установлены иные сроки (по делам о взыскании обязательных платежей и санкций срок составит три месяца вне зависимости от того, в каком суде рассматривается дело).

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по общему правилу будут рассматриваться судом в течение одного месяца, а Верховным судом РФ - в течение двух месяцев. В настоящее время в соответствии с ч. 1 ст. 257 ГПК РФ заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматриваются Верховным судом РФ не более двух месяцев, а остальными судами - не более 10 дней).

Кроме того, закреплены переходные положения, согласно которым дела, находящиеся в производстве Верховного суда РФ и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до даты введения в действие Кодекса административного судопроизводства РФ, подлежат рассмотрению в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ.

Более того, с 15 сентября 2016 года вступит в силу положения о возможности направления в электронном виде заявлений, ходатайств и иных документов, связанных с рассмотрением административного дела. О возможности заполнения форм документов, размещенных на официальном сайте суда и подачи в суд административного искового заявления посредством сайта, а также о получении сторонами по их ходатайству копий судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов в электронной форме.

24.02.2015 Прокурор разъясняет

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев гражданское дело о выселении лица из жилого помещения по иску собственника, дала разъяснения по данному вопросу.

В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Согласно ч.4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Данное положение было разъяснено также в Постановлении Пленума Верховного Суда от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в соответствии с которым, под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.

Верховный суд РФ указал, что правовые последствия отсутствия бывших членов семьи собственника по причине выезда из квартиры Жилищный Кодекс РФ не регламентирует, но исходя из аналогии закона надо применять ст.83 ЖК РФ и разъяснения специального пленума ВС РФ. Таким образом, судам при рассмотрении дел о снятии с регистрационного учета следует выяснять, почему человек уехал из квартиры, был ли отъезд добровольным или вынужденным, вывез ли все вещи, завел ли новую семью в другой квартире, перебрался ли в другой город.

Кроме того, Верховный суд РФ подчеркнул, что отсутствие другого жилья не может служить основанием для утверждения, что человек, уехавший добровольно, отсутствует в жилом помещении временно. Данное утверждение согласуется с ч.2 ст. 1 ЖК РФ, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

Более того Верховный суд подчеркнул, что в случае выезда в другое место жительства право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника может быть прекращено независимо от того, что он в момент приватизации имел равные с собственником права.

21.01.2015 Прокурор разъясняет

Временный документ, дающий право на въезд в Российскую Федерацию, предоставляется не только в случае утери загранпаспорта, но и при невозможности его использования либо истечении срока действия.

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" с 09.01.2015, в случаях, если вне пределов Российской Федерации гражданин Российской Федерации утратил паспорт, или срок действия имеющегося у него паспорта истек, или паспорт стал непригодным для использования, ему будет выдаваться временный документ соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ либо представительством МИД России, находящимся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу.

Такой документ также выдается российским гражданам, проживающим за пределами РФ, вместо их паспорта (дипломатического паспорта, служебного паспорта) при наличии оснований для временного ограничения их права на выезд из РФ, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

29.12.2014 Прокурор разъясняет

Разъяснение по вопросу проведения капитального ремонта муниципальных жилых помещений, занимаемых гражданами по договорам социального найма

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 62 Жилищного кодекса РФ проведение капитального ремонта жилого помещения является обязанностью наймодателя жилого помещения договору социального найма.

Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте в жилых домах, указан в приложении № 8 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В силу положений ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Таким образом, гражданин-наниматель муниципального жилого помещения по договору социального найма вправе требовать от наймодателя проведения капитального ремонта жилого помещения. В случае отказа наймодателя в проведении капитального ремонта наниматель вправе выполнить такой ремонт за счет собственных средств и в дальнейшем требовать возмещения причиненных ему убытков в виде расходов на ремонт, а также уменьшения размера платы по договору социального найма в судебном порядке.

03.12.2014 Прокурор разъясняет

УХТИНСКАЯ ПРОКУРАТУРА ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проанализирован ряд вопросов, возникающих при реализации осужденными права на получение денежных переводов, посылок, передач и бандеролей, а также длительных и краткосрочных свиданий.

Количество посылок, передач и бандеролей, а также свиданий и очередность их предоставления строго регламентированы Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее – УИК РФ) и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста от 03.11.2005 № 205 (далее – ПВР ИУ).

Иными нормативными правовыми документами, кроме указанных выше, данные вопросы не регламентированы.

Не редки случаи, когда лица, отправляющие денежные переводы, посылки и бандероли допускают неправильное написание фамилии, имени или отчества. В ряде случаев гражданами указываются только инициалы имени и отчества осужденных. При указанных обстоятельствах администрация исправительного учреждения такие почтовые отправления обоснованно не получает и они возвращаются отправителям.

Дело в том, что в исправительном учреждении могут быть осужденные с одинаковыми фамилиями, именами и отчествами, поэтому гражданам следует при заполнении на почте формуляров внимательно подходить к данному вопросу, отражая точные данные адресатов, что исключит возврат почтовых отправлений, а также необоснованную трату личных денежных средств.

Также имеют место факты, когда граждане направляют вышеуказанные почтовые отправления и приезжают на свидания к осужденным, наказанным в дисциплинарном порядке в виде штрафного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры или единого помещения камерного типа.

В случае применения к осужденным указанных мер взыскания возникают соответствующие ограничения на реализацию права получения передач, посылок, бандеролей и свидания.

Например, в соответствии с частью 1 статьи 118 УИК РФ осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей.

Согласно пункту 97 ПВР ИУ посылки осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, вручаются после отбытия меры взыскания.

Частью 2 статьи 118 УИК РФ установлено, что осужденные, переведенные в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа или одиночные камеры в порядке взыскания, имеют право получать в течение шести месяцев только одну посылку или передачу и одну бандероль.

Пунктом 98 ПВР ИУ установлено, что между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения). При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность получения следующих посылок, передач, бандеролей исчисляется от даты получения последней на предыдущих условиях содержания (облегченные, обычные, строгие).

Не редки случаи, когда осужденные сообщают своим поверенным об отсутствии ограничений на получение посылок, передач и бандеролей, а также свиданий. На самом деле такая информация не всегда правильная, что приводит к возврату почтовых отправлений, а также отказу в предоставлении свиданий. В частности, осужденные могут неправильно посчитать сроки наступления права на получение почтовых отправлений или свидания либо после такого разговора совершить нарушение, за которое к нему могут применить одну из вышеуказанных мер взыскания.

Таким образом, с целью исключения таких фактов, перед совершением каких-либо действий, гражданам желательно получать соответствующую информацию у представительней исправительного учреждения.

Также является актуальным и тот вопрос, что в ряде случаев на длительные свидания приезжают бывшие супруги, разведенные в установленном порядке, мотивируя как основание для такого свидания факт совместного проживания и наличия общих или усыновленных детей.

Согласно статье 89 УИК РФ длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором

Таким образом, при отсутствии свидетельства о заключении брака, граждане, прибывшие на свидание к осужденным, считаются иными лицами. При таких обстоятельствах начальник учреждения или лицо его замещающее, на законных основаниях вправе отказать в предоставлении длительного свидания.

Заместитель прокурора

советник юстиции                                                                                                             О.Н. Батов

28.11.2014 Прокурор разъясняет

15 ноября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым были внесены существенные изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Самая важная новация этого закона связана с отменой «института понятых». Они были нужны для проведения досмотра автомобиля и при освидетельствовании водителя на состояние алкогольного опьянения. Теперь же понятых может заменить видеозапись, которая будет прилагаться к протоколу о совершении административного нарушения.
К лицу, в срок не уплатившему штраф за правонарушение, которое было зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, теперь не будет применяться наказание в виде административного ареста. Мера наказания предусматривает наказание в виде удвоенной суммы неуплаченного штрафа либо в виде обязательных работ на срок до 50 часов.
Из статьи 27.13 КоАП РФ исключена норма о снятии с транспортного средства государственных регистрационных знаков. Сотрудники ГИБДД больше не смогут снимать номера с автомобилей.
Уточняется порядок возврата водительских прав после лишения права управления автомобилем. По истечении срока лишения права управления транспортными средствами водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) возвращаются только после проверки знания Правил дорожного движения и после уплаты всех административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения.
Разрешается направлять квитанции об оплате штрафа за нарушение ПДД в электронном виде через Единый портал госуслуг. 

28.11.2014 Прокурор разъясняет

В постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 864 «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"» внесены изменения в результате которых увеличен объем финансирования федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах с 32,42 млрд. до 33,67 млрд. рублей.
Целью программы является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом. 

28.11.2014 Прокурор разъясняет

03 ноября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 22 октября 2014 года №316-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», который вводит новый порядок проведения публичных богослужений, проводимых в общественных местах вне территорий храмов и культовых мест. Теперь они будут организовываться по таким же правилам, как митинги, шествия и демонстрации, то есть по согласованию с властями.
Все остальные обряды и церемонии, которые будут проходить в храмах, местах паломничества и в культовых зданиях, принадлежащих религиозным организациям, согласования не требуют. 

28.11.2014 Прокурор разъясняет

01 ноября 2014 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года №504 «О взимании платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн».
С 1 ноября 2014 года размер платы за возмещение вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам грузовиками с разрешённой максимальной массой более 12 тонн, составляет 3,5 рубля на один километр пройденного пути.
В связи с чем государство получит несколько десятков миллиардов рублей, которые государство будет тратить на строительство и реконструкцию дорог. Размер платы будет индексироваться каждый год, и ещё он будет меняться в соответствии с изменением индекса потребительских цен, то есть в большую сторону. 

28.11.2014 Прокурор разъясняет

05 ноября 2014 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 года №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» которым установлено, что экзамен в ГИБДД разделен на три части: тест на знание правил дорожного движения, первоначальные навыки управления автомобилем и движение в городских условиях. Для сдачи экзамена нужно пройти обучение в автошколе, а после самостоятельной подготовки к нему больше не допустят.
Для граждан, которые не сдали один из экзаменов три раза, повторная его сдача будет назначаться не ранее чем через 30 дней. Срок действия положительной оценки на тестировании ПДД увеличен с трёх до шести месяцев.
Заявление о допуске к экзамену можно будет подавать в электронном виде через Единый портал госуслуг. 

28.10.2014 Прокурор разъясняет

С 21 октября вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предоставляющие инвалидам по зрению использовать факсимильное воспроизведения собственноручной подписи при осуществлении операций по приему, выдаче, размену, обмену наличных денежных средств

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен статьей 14.1. «Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи». Данная норма предусматривает право инвалидов по зрению при участии в осуществлении операций по приему, выдаче, размену, обмену наличных денежных средств кредитной организацией, использовать факсимильное воспроизведение собственноручной подписи, проставляемое с помощью средства механического копирования. В целях реализации указанного права инвалид по зрению должен предоставить:

1) документ, удостоверяющий личность;

2) нотариальное свидетельство об удостоверении тождественности собственноручной подписи с факсимильным воспроизведением;

3) справку, подтверждающую факт установления инвалидности.

18.09.2014 Прокурор разъясняет

Федеральным законом от 21.07.2014 N 273-ФЗ внесены изменения в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», а также ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Данные изменения внесены во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2013 N 14-П, в котором законодателю было предписано уточнить порядок и условия подачи потерпевшими заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок.

Законом установлено, что такое заявление может быть подано в суд и до окончания производства по уголовному делу потерпевшим либо иным заинтересованным лицом, которому причинен вред деянием, запрещенным уголовным законом, в течение 6 месяцев со дня вынесения постановления о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

продолжительность досудебного производства со дня подачи заявления о преступлении до дня приостановления расследования превысила 4 года;

имеются данные, свидетельствующие о непринятии прокурором, руководителем следственного органа, следователем и т.д. мер, необходимых для своевременного возбуждения дела, осуществления расследования и установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Изменениями в ст. 6.1 УПК РФ установлено, что при определении разумного срока досудебного производства будут учитываться такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение потерпевшего и иных участников досудебного производства по уголовному делу, достаточность и эффективность действий прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, а также общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу.

Выплата таких компенсаций будет проводиться за счет федерального бюджета.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года. Положения закона, касающиеся присуждения компенсации, распространяются на правоотношения, возникшие с 25 июня 2013 года.

17.09.2014 Прокурор разъясняет

До 1 мая 2015 года управляющие компании должны получить лицензию на управление многоквартирными домами.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ с 1 мая 2015 года устанавливает запрет осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии. Получение лицензии не потребуется для товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.

Выдавать лицензии будут органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории того субъекта РФ, в котором она выдана.

Для получения лицензии ее соискатель должен зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также выполнить ряд других лицензионных требований (отсутствие судимости у должностного лица за преступления в сфере экономики, наличие квалификационного аттестата и др.).

Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утвердит Правительство РФ.

Сведения о выданных лицензиях будут включаться в реестр лицензий субъекта РФ и сводный федеральный реестр лицензий. Если в течение календарного года управляющей компании или ее должностному лицу суд два и более раза назначит административное наказание за неисполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирных домов, то сведения о таких домах исключаются из реестра лицензий субъекта РФ и управляющая компания перестает управлять ими.

Когда общая площадь помещений, исключенных из реестра многоквартирных домов, достигнет 15 и более процентов от общей площади помещений в домах, которыми компания управляла в течение календарного года, орган государственного жилищного надзора сможет обратиться в суд с требованием аннулировать лицензию.

Кроме того, указанным нормативным актом введена административная ответственность, в частности:

за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статья 7.23.3 КоАП РФ);

за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии (статья 14.1.3 КоАП РФ);

за нарушение лицензионной комиссией субъекта РФ требований законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статья 19.6.2 КоАП РФ).

17.09.2014 Прокурор разъясняет

С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ, которым, в частности, прекращается деление обществ на закрытые и открытые.

Так, согласно ст. 66.3 ГК РФ, публичным теперь признается акционерное общество, ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает обозначенным признакам, признаются непубличными.

Следует заметить, что законодатель не устанавливает каких-либо сроков на переоформление документов для уже существующих ОАО, ЗАО. Изменение происходит с первым изменением учредительных документов.

Кроме того, усложняется процедура принятия решений в акционерных обществах. Так, принятие решений акционерами или участниками и их состав должны будут подтверждаться нотариусом или регистратором. Также акционерные общества ждет обязательный ежегодный аудит.

Изменения коснулись и порядка ликвидации и реорганизации юридических лиц. Так, ныне ликвидация юридического лица станет невозможной, если не будут полностью погашены все его долги. В данном случае ликвидация станет возможной только через процедуру банкротства.

Также, законодатель вводит новое определение фирмам-однодневкам – «недействующее юридическое лицо»: таковым считается фирма, которая год не представляла налоговую отчетность и не проводила операций по своему банковскому счету. Данное юридическое лицо подлежит автоматической ликвидации.

17.09.2014 Прокурор разъясняет

Министерство образования и науки России потребовало от трудовых мигрантов владения русским языком на базовом уровне.

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 20.04.2014 № 74-ФЗ, который вводит обязанность иностранных граждан подтвердить владение ими русским языком для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу.

Владение русским языком должно быть подтверждено либо документом об образовании государственного образца, выданном на территории бывшего СССР до 1 сентября 1991 года или на территории России после указанной даты, либо сертификатом.

Для получения сертификата иностранным гражданам потребуется успешно сдать экзамен, в частности, по русскому языку в образовательной организации, включенной в специальный перечень.

Стоит отметить, что сдача экзамена не требуется мигрантам – студентам, которые приезжают в Россию на учебу и имеют желание работать: для трудоустройства им достаточно подать заявление на разрешение на работу, приложив к нему справку об обучении в образовательном учреждении любого уровня.

17.09.2014 Прокурор разъясняет

Вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 105-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлена уголовная ответственность за хищение государственного регистрационного знака транспортного средства.

Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 325.1. «Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства», которой предусмотрена ответственность за неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства, совершенное из корыстной заинтересованности либо в целях совершения тяжкого или особо тяжкого преступления. Ответственность за данное преступление предусмотрена в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо лишения свободы на тот же срок. Необходимо отметить, что данным Федеральным законом также введена административная ответственность – статья 19.37 КоАП РФ «Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния». Наказание за данное административное правонарушение предусмотрено в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

17.09.2014 Прокурор разъясняет

Верховный суд Российской Федерации дал разъяснения по вопросам обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

Президиумом Верховного суда Российской Федерации 29.04.2014 утвержден обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Так, в обзоре судебной практики Верховный суд указал, что в силу статьи 32  Жилищного кодекса РФ на орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, либо жилого помещения непригодным для проживания, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Таким образом, в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суды не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением. В таком случае собственник помещения в аварийном доме вправе требовать от органа местного самоуправления выплатить выкупную цену изымаемого жилого помещения.

Выкупная цена непригодного для проживания жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Если же многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в силу п. 3 ст. 2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственник жилого помещения в данном доме вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из вышеназванных способов обеспечения его жилищных прав.

17.09.2014 Прокурор разъясняет

Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что на правоотношения, связанные с выполнением управляющими компаниями обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, распространяются требования Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Данные разъяснения содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014.



Новости 61 - 80 из 98
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все