16 декабря 2017

Тернистый путь тетрахлорида: «Ситтек» и «Ространс» отвечают на вопросы

В последний месяц «Года экологии», 15 декабря, в администрации Ухты состоялся долгожданный диалог – в одном зале собрались депутаты Совета города, Госсовета Коми и руководители администрации. В формате рабочей встречи на их вопросы отвечали представители ЗАО «СИТТЕК» и ТК «Ространс», осваивающих ярегское месторождение титана.


Ситтек_1.JPG

 

Промышленное развитие Ухты, создание новых производств, и, как следствие, новых рабочих мест, неоспоримо является фактом позитивным и обозначается в качестве приоритетной задачи в документах стратегического планирования, поэтому сам факт освоения титановых кладовых Яреги не встречает сопротивления со стороны активистов-экологов. Участники встречи в администрации Ухты неоднократно озвучивали этот тезис, подтверждая его истинность.


Ситтек_3.JPG

 

Драматичный оттенок ситуация с производством титанового коагулянта придаёт хлор – обязательный элемент технологического цикла – вещество токсичное и требующее предельной герметичности ёмкостей, в которых хранится. Вопрос герметичности актуален для жителей населённых пунктов, которые находятся на пути грузовиков с хлором – это Шудаяг и Ярега. Сырьё для превращения местного титана в коагулянт прибывает из других регионов.


Ситтек_8.JPG

 

Визит в Ухту генерального директора ЗАО «СИТТЕК» Виктора Кима должен был показать, что федеральная компания с головным офисом в городе Москве относится к беспокойству местных жителей с вниманием и открыта для диалога. С этих слов Виктор Ким и начал, добавив, что высшее руководство ЗАО «СИТТЕК» сменилось чуть менее года назад. В Ухте филиалом компании продолжает управлять Пётр Кондрашкин, подчёркивающий, что на вверенном ему предприятии работает более 300 человек.

 

Ситтек_9.JPG


Необходимо отметить, что инфраструктура для диалога была исчерпывающей – в зале находились все заинтересованные лица, присутствовали средства массовой информации, но главные вопросы исходили от группы депутатов Совета Ухты и депутата Госсовета Коми Екатерины Руденко. Представитель регионального парламента обеспокоена рисками, возникающими при провозе через посёлок Шудаяг контейнеров с хлором.

 

Ситтек.JPG


Пётр Кондрашкин напомнил, что давал Екатерине Руденко слово – хлора в посёлке не будет. Руководитель администрации Ухты Магомед Османов получил от ЗАО «СИТТЕК» аналогичные гарантии. Формально договорённость соблюдается – предприятие не транспортирует хлор, но транспортирует тетрахлорид – вещество, как считают ухтинские экологи, не менее опасное.

 

Ситтек_6.JPG


Выразителями тревоги жителей Яреги выступили депутаты Александр Головин и Юрий Куканов. Причина беспокойства – железнодорожный тупик – конечный элемент планируемой транспортной схемы для тетрахлорида. Нормативы, как сообщили представители ООО ТК «Ространс», предусматривают для подобных объектов 500-метровую охранную зону, которая в случае с Ярегой соблюдается. Депутаты и сотрудники администрации считают, что жилые постройки находятся от тупика на расстоянии от 150 до 300 метров.

 

Ситтек_14.JPG


Депутаты Ухты, внимательно изучив доступные документы и ответы на официальные запросы, заявили, что сегодня сооружения в этом месте характеризуются как «вспомогательные сооружения для эксплуатации железнодорожного тупика» – это объясняет отсутствие необходимости проводить общественные слушания, но, как подчёркивают народные избранники, не отражает сути объекта.


Ситтек_10.JPG

 

Комментируя информацию депутатов, Виктор Ким рассказал о системе управления рисками на ЗАО «СИТТЕК» – ключевой характеристике современного менеджмента. Но иносказательные сравнения с парикмахерской, самолётом и другими источниками риска, в том числе экологического, встретили обвинения в нежелании обеспечить Ярегу достаточным количеством противогазов. «Задача – не допустить. Если мы увидим, это невозможно [есть хотя бы минимальный риск ЧС], то я лично инициирую закупку», – завил генеральный директор ЗАО «СИТТЕК».


 Ситтек_7.JPG


Важно отметить, что по состоянию на декабрь 2017 года завод по производству титанового коагулянта находится в стадии глубокой модернизации, начавшейся после пробного запуска. «На проектную мощность выйдем примерно через год», – сообщил Пётр Кондрашкин. Параллельно создаётся маршрут безопасной доставки грузов на производство, в обход населённых пунктов, с реконструкцией существующих и строительством новых дорог, однако сроки ввода нового пути не называются.


Ситтек_11.JPG 


Скептическая реакция некоторых участников рабочей встречи на комментарии производственников поставила Магомеда Османова перед необходимостью обозначить практический итог диалога, что руководитель администрации Ухты и сделал – 20 декабря ЗАО «СИТТЕК» и ТК «Ространс» направят в адрес депутатов Совета МОГО «Ухта» и руководства администрации МОГО «Ухта» полный пакет документов, в том числе разрешительных, доказывающих законность и безопасность всего производственного цикла.


Ситтек_13.JPG

 

Кроме того, титановое предприятие, подчёркивая свою открытость, в ближайшее время организует для СМИ и активистов экскурсию на производство – депутаты ждали подобного приглашения со дня открытия завода.